Нормы проектирования устанавливают ширину полосы движения и их количество в зависимости от категории дороги.
Минимальная ширина одной полосы движения колеблется от 2.75 метров на дорогах низких категорий до 3.75 метров на скоростных магистралях.
Основные нормативные документы:
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» — задает юридическую классификацию.
-
СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» (Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*) — главный свод правил, определяющий технические требования, включая ширину.
-
СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов» — регулирует дороги внутри городов и поселков.
1. Классификация по значению (законодательная)
Эта классификация определяет важность дороги и уровень собственности.
Категория | Принадлежность | Примеры |
---|---|---|
Федеральные | Собственность РФ | Магистрали, соединяющие Москву с столицами других государств или с административными центрами субъектов РФ (М-1 «Беларусь», М-10 «Россия» СПб-Москва). |
Региональные | Собственность субъекта РФ (области, края) | Дороги, соединяющие административные центры внутри региона (например, Новосибирск — Бердск). |
Межмуниципальные | Собственность субъекта РФ | Дороги, соединяющие несколько районов внутри региона. |
Местные | Собственность муниципалитета (города, района) | Дороги внутри населенных пунктов, ведущие к конкретным объектам (предприятиям, турбазам). |
Частные | Частная собственность | Дороги на территории предприятий, коттеджных поселков, АЗС. |
2. Техническая классификация (по СП 34.13330.2012)
Это самая важная классификация для проектировщиков. Она определяет категорию дороги в зависимости от ее транспортной функции, расчетной скорости и интенсивности движения. Именно от технической категории зависит ширина полос и проезжей части.
Категория дороги | Расчетная скорость (км/ч) | Ширина полосы движения (м) | Число полос | Ширина проезжей части (м) | Пояснение |
---|---|---|---|---|---|
IА (Скоростная магистраль) | 150-120 | 3,75 | 4-8 и более | 2×15.0 (и шире) | Магистрали с многоуровневыми развязками и ограждением. Пример: М-11 «Нева». |
IБ (Магистральная) | 120-100 | 3,75 | 4-8 | 2×15.0 | Магистрали с контролируемым доступом. |
IВ (Магистральная) | 120-100 | 3,75 | 4-8 | 2×15.0 | То же, но в сложных условиях. |
II (Магистральная) | 100-80 | 3,75 | 2-4 | 7.5 — 15.0 | Обычные дороги федерального значения (например, М-7 «Волга»). |
III (Магистральная) | 80-60 | 3,50 | 2 | 7.0 | Дороги с менее интенсивным движением. |
IV (Магистральная) | 60-40 | 3,00 | 2 (чаще 1) | 4.5 — 6.0 | Соединяют небольшие населенные пункты. |
V (Сельская/полевая) | < 40 | Не нормируется | 1 (встречные разъезды) | 4.5 и менее | Грунтовые или улучшенные дороги к полям, фермам. |
Важные оговорки по ширине:
Ширина указана для одной проезжей части. На дорогах категорий IА и IБ проезжие части для разных направлений всегда разделены.
Ширина может быть уменьшена при реконструкции в сложных условиях (например, в горной местности) или увеличена на подъемах для тихоходного транспорта.
Приведенная ширина — только для проезжей части. Полная ширина всей дороги (земляного полотна) включает еще и обочины, разделительные полосы, тротуары и т.д.
Категория улицы | Ширина проезжей части (м) | Число полос |
---|---|---|
Магистральная дорога | 14.75 — 15.5 | 4-8 |
Магистральная улица | 11.25 — 14.75 | 4-6 |
Улица/дорога местного значения | 5.5 — 7.0 | 2 |
Проезд | 3.5 — 6.0 | 1-2 |
Пешеходная улица | 5.0 — 10.0 | — |
Велосипедная дорожка | 1.5 — 3.0 | — |
Не существует единой таблицы с фиксированной шириной для всех дорог. Ширина зависит от:
Технической категории (IА, IБ, II, III и т.д.).
Расчетной интенсивности движения.
Местоположения (вне населенного пункта или внутри).
Топографических и экономических условий.
Однако возможны и отступления от нормированных значений. Тем не менее в любом случае при нанесении дорожной разметки ширину полосы движения в населенных пунктах делают не менее 3,0 м для смешанного транспортного потока и 2,75 м — для потока легковых автомобилей. Крайняя же правая полоса может иметь ширину 4,0 — 4,5 м, если по ней осуществляет¬ся движение троллейбусов, а проезжая часть имеет лоток с водоприемными решетками.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части , отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
В региональных документах:
«Газон» — элемент благоустройства, представляющий собой искусственно созданный участок поверхности, в том числе с травяным покрытием и возможным размещением зелёных насаждений и парковых сооружений;
9.1
Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Исключение составляет мотоциклы мопеды без бокового прицепа им разрешено двигаться в 2 ряда.
5.15.1
5.15.2
5.15.7
5.15.8
9.7
Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам.
Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
Игнорирование некоторыми водителями данного требования Правил приводит к дезорганизации транспортного потока, усложняет условия обгона, снижает пропускную способность дороги и повышает потенциальную возможность ДТП. Наезд на линию продольной разметки во время дождя опасен, поскольку при разных коэффициентах сцепления покрытия и материала разметки (краска, пластические материалы) возможен занос автомобиля. Кроме того, при таком неупорядоченном движении быстро изнашивается разметка.
9.10
Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Правила не указывают конкретную величину необходимой дистанции. При ее выборе водитель должен прогнозировать возможное экстренное торможение впереди идущего транспорта и учитывать состояние проезжей части. Минимальной величиной необходимой дистанции на сухой асфальтобетонной дороге принято считать расстояние, которое легковой автомобиль проезжает не менее чем за 2 секунды, а грузовой — за 3 секунды. Заметьте, речь идет о минимальной дистанции. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости, на мокрой либо скользкой дороге она должна быть дополнительно увеличена.
При движении в плотном транспортном потоке дистанция порой сокращается до критической. Следует быть особенно внимательным, если водитель следующего за вами транспортного средства «виснет» на бампере вашего автомобиля. Снижать скорость в этом случае необходимо очень плавно.
Не менее важно выдерживать безопасный боковой интервал – расстояние между бортами транспортных средств, движущихся как попутно, так и навстречу друг другу. Недостаточный интервал приводит к тому, что едущие транспортные средства соприкасаются бортами (в результате срабатывает так называемый эффект «бильярдных шаров»), а это может привести к серьезным последствиям.
Примерно можно определить безопасный интервал при встречном движении по формуле:
Хв=1,0+0,005 (V1+V2) м.
Интервал при попутном движении по параллельным полосам (в том числе и при обгоне) можно найти из выражения:
Хп=0,7+0,005 (V1+V2) м.
В этих формулах Vl и V2 — скорости автомобилей, км/ч.
Например, при обгоне со скоростью V1=90 км/ч транспортного средства, движущегося со скоростью V2=70 км/ч, безопасным можно считать ин¬тервал Хп=1,5 м, а в случае встречного разъезда при тех же скоростях безопасный интервал будет Хв=1,8 м. Однако следует иметь в виду, что форму¬лы и получаемые по ним значения интервалов являются лишь ориентировочными.
При однородном транспортном потоке, движущемся с постоянной скоростью и при одинаковых характеристиках тормозных систем, минимально безопасной дистанцией теоретически может быть расстояние, которое пройдет автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода. Если принять это суммарное время 2 с, то при скорости 60 км/ч получится 33 м.
Таким образом, при постоянной готовности к торможению в плотном транспортном потоке водитель должен выдерживать дистанцию (в метрах) не меньше половины значения скорости (в км/ч). Конечно, водитель должен корректировать дистанцию в сторону ее увеличений при смешанном снег, гололедица).
9.1.1
На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.