10.1
Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения [1], учитывая при этом интенсивность движения [2], особенности и состояние транспортного средства и груза [3], дорожные и метеорологические условия [4], в частности видимость в направлении движения [5] .
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
[1]Ограничения делятся на общие, специальные и локальные. Общие ограничения скорости для дорог вне населенных пунктов предписано устанавливать во всех странах, применяющих на своей территории Конвенцию о дорожном движении 1968 г. с учетом поправок, вступивших в силу 3 сентября 1993 г. (пункт 2 статьи 13 Конвенции).
Общие ограничения скорости движения установлены пунктами 10.2 — 10.5 Правил и распространяются на всю улично-дорожную сеть страны.
Специальные ограничения скорости вводятся для определенных типов транспортных средств или определенных видов перевозок (перевозка опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов и т.п.).
Локальные ограничения скорости устанавливаются, исходя из условий движения на конкретных участках дорог. В отличие от общих и специальных ограничений, локальные вводятся только при помощи дорожных знаков.
[2] Интенсивность движения — важнейшая характеристика транспортного потока, которая принимается во внимание при выборе методов организации движения, в частности, при решении вопроса о необходимости введения светофорного регулирования.
Интенсивность движения определяется количеством транспортных средств, проходящих через какой-либо участок дороги в единицу времени (обычно, в течение часа).
[3] Водитель при выборе скорости должен учитывать характеристики транспортного средства (динамику разгона и мощность двигателя, состояние тормозной системы, шин, рулевого управления) и особенно параметры пере¬возимого груза, его размещение на транспортном средстве.
Например, чем выше центр тяжести груза, тем опаснее становится движение на закруглениях дорог. Зная высоту Н расположения центра тяжести автомобиля с грузом, ширину колеи автомобиля В и радиус закругления дороги R (в метрах), можно ориентировочно определить предельно допустимую (по условиям устойчивости против опрокидывания) скорость движения V по формуле:
Из приведенной формулы следует, что чем выше центр тяжести, уже колея автомобиля и меньше радиус закругления, тем меньше будет величина скорости, при которой обеспечена устойчивость автомобиля против опрокидывания.
[4] Дорожные условия — понятие, включающее в себя собственно дорогу (см. комментарии к термину «дорога» в пункте 1.2 Правил) и элементы ее обустройства — дорожные знаки, светофоры, разметку, ограждения и т.п. Наиболее важными факторами, определяющими дорожные условия и влияющими на выбор скорости, являются ширина проезжей части и ее состояние (сухая, влажная, заснеженная, обледенелая), продольный и поперечный профили дороги, радиусы закруглений.
[5] Снижение скорости и, если это необходимо, полная остановка транспортного средства являются наиболее эффективными мерами по предупреждению ДТП и снижению тяжести возможных последствий при столкновениях, наездах и т.п.
Правила содержат целый ряд предписаний по снижению скорости и остановке транспортного средства в конкретных условиях. Такие предписания имеются практически во всех разделах Правил.